Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

Вивек Вадхва (Стэнфордский университет): Ваша компания и ваша профессия скоро исчезнут. Почему?

Мир меняется, и современные технологии способны уничтожать целые отрасли и сферы деятельности. Как и почему это происходит, объясняет Вивек Вадхва, сотрудник Стэнфордского университета
04 июня, в 14:25

Еще совсем недавно приход конкурентов на рынок можно было спрогнозировать. Взволновать вас могло лишь появление новичка с простым и дешевым решением. И тогда, чтобы остаться лидером, вам надо было лишь улучшить функциональность своего продукта или разработать новый продукт, расширив ассортимент.

Гуру менеджмента Клейтон Кристенсен придумал термин «подрывная инновация», с помощью которого можно было объяснить, как работает конкуренция. Новый участник атакует лидера с помощью недорогих продуктов младшего уровня, а затем беззастенчиво улучшает их. Кристенсен разработал несколько схем, которые помогали лидерам отрасли побеждать конкурентов, поскольку их приход был предсказуем.

Но теперь схемы Кристенсена уже не работают, поскольку неизвестно, откуда придут конкуренты. Технологии больше не прогрессируют линейно и предсказуемо, а развиваются в геометрической прогрессии и сливаются друг с другом. Компьютерные вычисления, медицина, искусственный интеллект, 3D-печать, робототехника, наноматериалы, синтетическая биология — каждая из этих технологий уже дает преимущество сама по себе, а их объединение позволит одной отрасли быстро разрушить другую. Причем так, что лидеры даже не узнают, что уничтожило их.

Хорошие примеры — сервис аренды жилья Airbnb, который стремительно вырос с нуля, став пятой по величине сетью гостиниц в мире, или сервис для поиска частных водителей Uber, который ставит под угрозу работу таксопарков. «Экономика обмена» успешно работает в таких областях, как социальное и коммерческое кредитование, краудфандинг, совместное использование автомобилей, обмен книг и одежды, совместное использование сада.

Информационные технологии позволили людям по-новому скооперироваться, чтобы лучше управлять своими ресурсами. Если преодолеть налоговые и правовые сложности, а также решить вопросы доверия, то множество людей, объединившись, смогут уничтожить практически любую отрасль, в которой значительную часть денег забирают посредники.

Переносные трекеры физиологических параметров, такие как Fitbit, Nike или Jawbone, заставляют задуматься о будущем индустрии здоровья, поскольку они позволяют измерять ежедневную активность. В будущем подобные устройства, а скорее даже смартфоны, получат ряд новых датчиков и смогут делать ЭКГ, измерять давление, следить за уровнем глюкозы и кислорода в крови, контролировать дыхание и сон. Эти устройства будут диагностировать болезни.

Секвенирование генома уже стоит порядка 1000 долларов и скоро станет еще дешевле. В будущем это превратится в простую процедуру, которую можно будет проводить так же часто, как анализ крови. Цифровые помощники на основе искусственного интеллекта начнут постоянно следить за нашим здоровьем и рекомендовать прием определенных лекарств. Предприниматели найдут способ соединить эти данные, чтобы найти связи между геномом, привычками и болезнями, — это позволит разработать новые методики лечения. Проще говоря, индустрия медоборудования, «большая фармацевтика» и даже врачи будут уничтожены технологическими компаниями и предпринимателями.

Bitcoin создал слишком большую шумиху и может не выжить, но в целом цифровые валюты никуда не уйдут. Они уже меняют жизнь в странах, большая часть населения которых не имеет доступа к банкам. Например, в Кении оплата с мобильного телефона стала основным способом практически для всех каждодневных покупок: 31% ВВП страны проходит через телефоны.

У предпринимателей и покупателей, использующих технологии Google, Microsoft, PayPal и Square, теперь есть многочисленные возможности для транзакций с цифровыми кошельками и платежными системами. Довольно скоро банки и финансовые компании почувствуют угрозу и начнут лоббировать законы, которые позволят им обуздать неминуемую конкуренцию.

Телефоны и телефонные будки исчезли в первой волне

Первым потрясением для отрасли связи стало появление мобильных телефонов. Ушли в прошлое стационарные телефоны, стали ненужными телефонные будки и кабины междугородней связи. Затем операторы связи столкнулись с другой угрозой: оказалось, что можно звонить с помощью Facetime или Skype и тем самым избегать чрезмерных трат за междугороднюю связь.

Теперь же опасность исходит из самых неожиданных источников — от Facebook и Google. Обе компании инициировали пилотный проект по проведению интернета «по небу». Google разворачивает сверхбыстрый интернет-доступ к нескольким городам на основе оптоволокна. Кроме того, она уже протестировала раздающие интернет воздушные шары в рамках проекта Loon. Facebook тем временем исследует и тестирует технологии доступа в интернет через дроны, спутники и с помощью лазеров.

Если интернет по Wi-Fi будет доступен везде, зачем тогда будут нужны дорогие тарифные планы, предлагаемые мобильными операторами? Они исчезнут — как и вся кабельная отрасль в целом.

Вскоре роботы смогут автоматизировать любое действие, которое совершает человек

Скоро мы увидим, как роботы разрушают промышленность. Уже сейчас, став сложнее и дешевле, они научились доить коров, проводить военную разведку и воевать с истребителями. Впоследствии они смогут автоматизировать любое действие, которое совершает человек. Мы увидим, как машины-роботы уничтожают сферы перевозок и страхования, устраняя необходимость в светофорах и сотрудниках ГИБДД.

Пока неизвестно, какие отрасли изменятся и кто победит в эту эру экспоненциального развития технологий. Единственное, о чем можно сказать наверняка, — нас ждут драматические изменения, а старые правила уже не работают.

Автор — Вивек Вадхва (Vivek Wadhwa), сотрудник The Arthur and Toni Rembe Rock Center for Corporate Governance, Stanford University.

Оригинал статьи на английском языке