КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

Хироси Микитани (Rakuten): Зачем выкупать компании?

Глава из книги Хироси Микитани «Маркетплейс 3.0», в которой основатель сервиса Rakuten рассказывает о своем подходе к слияниям и поглощениям
28 июля 2014, в 12:30
Страница

По мнению создателя глобальной интернет-компании Rakuten, M&A – это не быстрый маневр для получения прибыли, а способ завязать длительные и взаимовыгодные отношения между компаниями, потребителями и даже странами. К поглощению, считает он, нужно подходить так же, как к покупке дома, в котором вы и ваша семья собираетесь жить долгие годы. Главу из книги Хироси Микитани «Маркетплейс 3.0» iBusiness.ru републикует с разрешения издательства «Манн, Иванов и Фербер».

«За время существования Rakuten мы купили десятки компаний. Некоторые наши приобретения были большими и громкими, как, например, покупка канадского производителя электронных книг Kobo; другие — совсем крошечными, например компании — разработчики нового интересного программного обеспечения, которое мы хотели использовать в своей работе. Но независимо от размера приобретаемой компании лично я испытываю к этому процессу особые чувства. Он представляется мне не просто финансовой стратегией, а эффективным способом находить новые платформы для своей бизнес-философии, новых последователей и вдохновение.

Хироси Микитани (Rakuten): Приобретение компаний – эффективный способ находить новые платформы для своей бизнес-философии, новых последователей и вдохновение

Очень многие руководители считают слияние и поглощение других компаний лишь способом заработать. Но к этому надо относиться иначе — как к новой главе в истории компании. Приобретение позволяет сделать намного больше, чем просто увеличить прибыль. Для всех участников данного процесса это отличная возможность подняться на принципиально новый уровень эффективности.

Один из топ-менеджеров нашей компании любит рассказывать историю о моем личном интересе к поглощениям. Много лет назад, когда Rakuten только начинала привлекать к себе внимание японского рынка, этот человек руководил собственной компанией, специализировавшейся на разработке и реализации программ лояльности. Мы случайно познакомились с ним на торгово-промышленной выставке, и он предложил встретиться еще раз, чтобы обсудить возможность создания совместного предприятия или реализации какого-нибудь другого проекта.

Меня не слишком интересовала идея совместного предприятия с его компанией, но я не хотел показаться невежливым. Через несколько месяцев я все же выкроил время в своем плотном графике, и он пришел ко мне в офис. И вот во время нашей непринужденной беседы на моего посетителя вдруг снизошло вдохновение. Он спросил: «А не хотели бы вы купить мою компанию?»

Услышав эти слова, я встрепенулся, выпрямился, затем подался вперед — наша встреча предстала вдруг передо мной в совершенно новом свете. Мой гость это сразу заметил. В сотый раз рассказывая эту историю, он обычно говорит: «В этом момент Мики распахнул глаза».

Этому человеку потребовалось три месяца, чтобы добиться встречи со мной, и не больше трех недель, чтобы продать свою компанию Rakuten. Сегодня он один из наших топ-менеджеров.

Хироси Микитани (Rakuten): «Этому человеку потребовалось три месяца, чтобы добиться встречи со мной, и не больше трех недель, чтобы продать свою компанию Rakuten»

Почему же меня так интересуют приобретения? Я бы объяснил это прежде всего тем, что вижу и жду от них чего-то гораздо большего, чем чисто материальной выгоды. Поглощение другой компании представляет собой отличный шанс поднять на принципиально новый, высочайший уровень процесс сотрудничества и расширения круга полномочий, который я так высоко ценю. Когда две компании заключают соглашение о слиянии, они берут в отношении друг друга самые серьезные обязательства, какие только возможны в деловом мире. Они принимают решение двигаться вперед как единый организм. Мне хорошо известно, что многие специалисты в области слияний и поглощений считают данный процесс лишь началом финансовой стратегии — началом быстрого маневра для получения прибыли. Я же рассматриваю его как способ завязать длительные и взаимовыгодные отношения между компаниями, потребителями и даже странами.

В этой главе я объясню, почему всегда ищу новые возможности для приобретений, и расскажу, как подхожу к отбору кандидатов и провожу сделку.

Зачем выкупать компании?

Самая главная причина, по которой осуществляются слияния и поглощения, — желание найти новых клиентов и потребителей. Для японских компаний это особенно важно, ибо наша экономика сама по себе уже не обеспечивает роста отечественного бизнеса. Мы нация со снижающимся уровнем рождаемости; к тому же моя компания работает на зрелом рынке. В такой ситуации вполне целесообразно в поисках дополнительных потребителей выйти за пределы национальных границ, а поглощение зачастую представляет собой идеальный инструмент для бизнес-экспансии данного типа.

Хироси Микитани (Rakuten): «Главная причина, по которой осуществляются слияния и поглощения, — желание найти новых клиентов и потребителей»

Конечно, расширение можно осуществить и более простым способом — открыть филиалы компании на новых рынках, но это гораздо более медленный и громоздкий процесс. Умно проведенное поглощение позволяет вам не только купить часть рынка, но и экономит время. Покупая и присоединяя к себе ту или иную компанию, Rakuten выходит на рынок не как абсолютный новичок, а как новый владелец стабильного, уже налаженного бизнеса. Благодаря этому мы можем немедленно начинать расти, укрепляться, шириться и увеличивать пирог для всех заинтересованных сторон: для нас самих, для купленной компании и всех связанных с ней поставщиков. И нам не приходится тратить годы на подготовительную работу, на то, чтобы завоевать доверие нового рынка; мы сразу можем начинать делать то, что умеем и любим.

Хироси Микитани (Rakuten): «Умно проведенное поглощение позволяет вам не только купить часть рынка, но и экономит время»

Именно такую стратегию мы использовали, расширяясь из Японии в другие регионы Азии, а также Европу и США. Наши приобретения в Северной Америке наглядно показывают, как это происходит у нас. Решив выйти на североамериканский рынок электронной торговли, мы отлично понимали, что на нем уже работают, и весьма успешно, несколько весьма заметных и стабильных игроков — например, Amazon и eBay. Просто начав на этом рынке с нуля, Rakuten оказалась бы в положении отстающего от лидеров на много лет. Нас это, конечно же, не устраивало, и мы решили использовать для выхода на этот важный и процветающий рынок стратегию слияний и поглощений. Начали мы в 2005 году с LinkShare. Потом выкупили Buy.com. Затем Kobo. Все эти приобретения обеспечили нам более широкий доступ к североамериканскому потребителю, а также создали отличную базу для дальнейшего развития бизнеса. Американскому потребителю, скорее всего, пришлось бы довольно туго, если бы ему понадобилось знакомиться с нами посредством посещения сайта Rakuten Ichiba. Этот сайт был слишком непривычным для американцев, чтобы они быстро и без труда поняли, с кем имеют дело. А вот с Buy.com у большинства из них проблем не возникало. А со временем мы познакомим нового потребителя и с остальной экосистемой Rakuten. В итоге мы получаем доступ к новому потенциальному покупателю, а поставщики Buy.com — доступ ко всему остальному семейству Rakuten. Все в выигрыше.

Впрочем, хотя наша ключевая стратегия при выходе на зарубежные рынки заключается в «покупке» новых потребителей, есть и другая, не менее важная, — приобретение талантов. Успех на глобальном рынке в значительной мере зависит от способности компании подключиться к источнику общего фонда лучшей рабочей силы. Делая приобретение, мы существенно расширяем свой доступ к фонду профессионалов мирового уровня. Выкупая ту или иную зарубежную компанию, мы, как правило, стараемся сделать так, чтобы ее управленческий персонал остался с нами, рассчитывая на то, что умные и талантливые люди, создавшие компанию, которая смогла привлечь наше внимание, и впредь будут управлять ею, но в уже новой ипостаси — как неотъемлемая часть экосистемы Rakuten. Кроме того, каждое очередное приобретение укрепляет репутацию нашей компании и делает нас все более заметными для талантливых профессионалов из самых разных стран мира, что для нас невероятно ценно и важно. Сегодня почти половина новых сотрудников Rakuten — выходцы из зарубежных стран. Как я уже говорил, привлечение и развитие человеческих ресурсов в глобальном масштабе — неотъемлемая часть нашей корпоративной стратегии. А еще это четкое подтверждение того, что наша стратегия слияний и поглощений дает нам намного больше, чем материальная выгода; она обеспечивает нас и завидным профессиональным капиталом.

Хироси Микитани (Rakuten): «Сегодня почти половина новых сотрудников Rakuten — выходцы из зарубежных стран»

И наконец, благодаря приобретению новых компаний мы накапливаем знания и опыт. Нередко после покупки того или иного объекта практически сразу становится ясно, что мы заполучили не только саму компанию, но и множество ценных и полезных бизнес-решений. Например, покупка парижской PriceMinister обеспечила нам доступ к эффективным техническим решениям, разработанным этой компанией для борьбы с онлайн-мошенничеством. Эти знания и технология были с огромной пользой применены нами при выходе на рынки других стран. Конечно, в Rakuten трудится множество талантливых специалистов; у нас имеется целое подразделение, занимающееся исключительно исследованиями и техническими разработками. Но никто не в состоянии в одиночку предусмотреть все на свете, и благодаря поглощению других компаний мы получаем доступ к мощному источнику потрясающих новых идей.

Страница