Леонид Белышков: Используя аутсорсинг, не теряй компетенции

Начальник ИТ-департамента Росэнергобанка рекомендует организовывать работу так, чтобы компания не была «полностью завязана на конкретном аутсорсере»
11 февраля, в 13:41

«Моя принципиальная позиция: используй ИТ-аутсорсинг, но не теряй свои компетенции в критически важных для банка вопросах. То есть мы должны быть защищены от ситуаций, при которых качество работы аутсорсера по тем или иным причинам перестает нас устраивать или компания начинает «выкручивать руки», необоснованно поднимая цены на свои услуги.

В таких случаях возможны два варианта: либо нанять другого внешнего подрядчика, либо изначально сделать так, чтобы мы не были полностью завязаны на конкретном аутсорсере. Мы можем передать ему какие-то функции, но при этом должны понимать, что он делает и как мы сможем сделать это сами, если разойдемся с аутсорсером.

В принципе, конечно, банку выгоднее работать с одним внешним подрядчиком – в нашем случае это компания «Диасофт». Но мы держим в кармане альтернативные варианты: изучаем рынок и выбираем таких подрядчиков, которые, в случае каких-то наших трений с аутсорсером, способны заменить его решения.

По сравнению, скажем, с рынком ИТ-аутсорсинга в США наш рынок пока практически не развит. Тем не менее альтернативы всегда можно найти. Другое дело, что при их подборе, конечно, надо выбирать компании с опытом работы и нормальной продуктовой линейкой. Отказаться от устоявшегося подрядчика, решив без существенных доводов, что теперь мы будем пользоваться услугами компании «Пупкин и партнеры», согласитесь, это не вариант».

Леонид Белышков: По сравнению, скажем, с рынком ИТ-аутсорсинга в США наш рынок пока практически не развит

О критериях выбора аутсорсера

«Все зависит от масштабов того решения, которое банк собирается приобрести. Если речь идет о замене автоматизированной банковской системы, то понятно, что это глобальный проект, затрагивающий всю деятельность кредитной организации. Он априори является долгосрочным и как минимум недешевым. С учетом этого выбирается аутсорсер, причем не на основе волевого решения директора ИТ-департамента или нескольких менеджеров, а на основе тендера с привлечением для выбора представителей основных задействованных подразделений.

Если говорить об опыте Росэнергобанка в данном вопросе, то и мы при выборе АБС организовали такой тендер. Прежде всего был проанализирован рынок автоматизированных банковских систем, который, надо сказать, в нашей стране не такой уж большой. По результатам предварительных оценок и тестов мы пришли к выводу, что из двух десятков предложений нам более или менее подходят шесть. И уже эти шесть решений рабочая группа банка анализировала тщательнее – как результат, в качестве вариантов выбора остались три продукта. Конечно, была разработана и оценочная шкала из нескольких критериев, при этом каждому из них был присвоен определенный вес, выражавшийся в процентах.

[Ключевыми критериями были] фактор цены, удобство интерфейса, скорость работы системы, положительные отзывы о ней. Учитывалась и доля рынка, которую занимает компания-поставщик. Представьте себе ситуацию: вас полностью устраивает решение, предложенное некоей компанией N, только вот беда – она занимает всего 1% рынка. Значит, есть риск, что через какое-то время она уйдет с рынка, особенно если в данный момент обслуживает одного-двух, максимум трех клиентов. АБС – это не локальное решение, которое легко можно будет заменить через год-два, это система, которую банк планирует использовать 10 – 15 лет. Соответственно, он заинтересован в том, чтобы разработчик системы, который будет оказывать и услуги по ее поддержке, занимал существенную долю на рынке и не планировал куда-либо исчезать.

<…> все критерии взвешивались, и по результатам взвешивания комиссия приняла решение. Сразу должен сказать, что в нее входило 20 человек – мы пошли на это, чтобы максимально снизить влияние человеческого фактора. Я работал со всеми системами, которые рассматривались на тендере, и знаю, что все они достойные разработки. Но всегда существуют нюансы бизнеса того или иного банка, они-то и имеют очень большое значение при принятии окончательного решения».

iBusiness.ru публикует фрагменты интервью с начальником департамента информационных технологий Росэнергобанка Леонидом Белышковым, впервые размещенного на сайте «Национального банковского журнала».

Читать публикацию на сайте «Национального банковского журнала»