Саперы против кассовых бомб

В непредсказуемом мире шоубизнеса киностудии предпочитают идти по проторенным дорожкам, чтобы избежать кассовых провалов. Но и это не всегда их спасает.

«В Голливуде никто ничего не знает», - отметил как-то оскароносный писатель Уильям Голдман, известный по сценариям к фильмам «Буч Кэссиди и Санденс Кид» и «Умница Уилл Хантинг». Остроумная инсайдерская фраза талантливого сценариста несет глубокий смысл. Ни один самый успешный продюсер не может с полной уверенностью предугадать, какой проект вызовет мировой ажиотаж, а какой едва окупит вложенные в него средства.

Так, в 2015 году на производство среднестатистического фильма требовалось порядка $60 млн. Еще $40 млн уходили на дистрибуцию по всему миру и рекламные нужды. В результате всех расходов кинокомпании могут рассчитывать менее чем на половину общих кассовых сборов. Несмотря на непредсказуемость шоу-бизнеса и то самое повальное голливудское «ничегонезнание», специалисты действуют согласно негласному своду рекомендаций, который хотя бы отчасти способствует кассовому успеху современных блокбастеров.

Как же Голливуд компенсирует колоссальные убытки от кассовых бомб?

Сиквелы и римейки

По статистике, один из пяти голливудских релизов на нынешний момент является римейком. «Хорошо забытое старое» играет на руку кинокомпаниям, особенно если его публика старое не так уж и забыла. Зритель любит поностальгировать, поэтому продюсер всегда отдаст предпочтение сиквелу, приквелу или римейку успешного фильма, даже если перед этим в его руках оказался блистательный сценарий с новым сюжетом.

Кассовые сборы тому подтверждение: в среднем сиквел приносит создателям на 35 млн больше оригинальных картин. Когда в 2009 году на экраны вышел римейк картины "Пятница, 13-е", он собрал $65 млн в домашнем прокате при бюджете в $19 млн и посредственных отзывах. Выпущенный тогда же хоррор "Затащи меня в ад", оригинальное детище состоявшегося режиссера Сэма Рэйми, провалился, несмотря на восторги кинокритиков. Он заработал всего лишь $42 млн в Северной Америке при бюджете в $30 млн.

Супергерои

Героические приключения людей со сверхспособностями заполонили большие экраны, и это не случайность. С 1996 по 2000 год вышло всего 8 голливудских фильмов про супергероев. Для сравнения, за последние пять лет фабрика грез выпустила уже 19 подобных картин! В среднем, при бюджете в $200 млн такой фильм заработает в прокате на $58 млн больше, чем любой другой фильм с аналогичным бюджетом. Как и в случае сиквелов, зрителю интереснее знакомый раскрученный бренд.

Также не стоит недооценивать влияние фанатской базы. Огромная аудитория, выросшая на комиксах про Бэтмена и Супермена, почти со стопроцентной вероятностью пойдет на их экранизации. Причем неоднократно, даже если очередное переосмысление близких сердцу сюжетов будет от силы посредственным. Любопытно, что киностудии ориентируют супергеройские франшизы на семейный просмотр, ведь пометка «18+» вычтет из кассовых сборов как минимум $16 млн.

Экранизации молодежных романов

Преданные фанаты литературных первоисточников обусловили успех и такого кинематографического феномена как «Сумерки». Первый из пяти фильмов «Сумеречной саги», созданных на основе подросткового четырехтомника Стефани Мейер, вышел в 2008 году и моментально сорвал банк. При бюджете в $37 млн уже в первый уикенд картина принесла почти $70 млн только в домашнем прокате. Всемирный же кассовый сбор вампирской мелодрамы составляет порядка $400 млн.

Не обласканный критиками киносериал оказался выгодным уже на стадии съемок. Продюсеры сократили затраты, взяв на роли меланхоличных подростков, кровопийц и оборотней почти неизвестных молодых актеров и Роберта Паттинсона, еще не раскрученного, но уже относительно известного после участия в двух фильмах о Гарри Поттере.

Анимация и сопутствующие товары

Мультипликационные опусы студий Disney, Dreamworks и Pixar далеко не всегда становятся кассовыми хитами. Но они могут принести своим создателям миллиарды долларов другим путем. Так, "Тачки" и их посредственный сиквел «Тачки 2» оказались денежным конвейером благодаря тоннам мерчендайза, которым завалили магазины игрушек по всему миру.

Десятимиллиардный рекорд продаж уступает лишь франшизе «Звездных войн». С 1977 года она принесла правообладателям $12 млрд благодаря лишь продажам игрушек. Общая прибыль от реализации тематических товаров космической оперы составляет порядка $32 млрд.

Формат 3D

После того как в 2010 году «Аватар» Джеймса Кэмерона побил рекорд, обойдя «Титаник» и собрав 2,8 млрд долларов в мировом прокате, человечество поставили перед фактом, что все новые фильмы будут сниматься с расчетом на формат 3D. Вместо неожиданных сюжетных ходов в глаза зрителю бросался вполне ожидаемый набор спецэффектов, теряющих большую часть смысла при просмотре картин в привычном 2D.

Хотя эффект новизны сошел на нет и в США 3D-формат уже не пользуется большим спросом, он остается верным способом привлечь зрителя на рынках развивающихся стран вроде России, Китая и Бразилии. А где есть спрос, есть и предложение.

Ловкость рук и (почти) никакого мошенничества

В обойме у продюсеров и их цепных маркетологов есть и более изощренные способы увеличения рентабельности блокбастеров. Самые простые из них - заранее обнародовать бюджет проекта или убедить студию выпустить картину летом, когда по общепринятым меркам кассовые сборы выше. Также полезно держать в тайне гонорары звезд с одной съемочной площадки. Если большая часть бюджета картины была спущена на покупку Роберта Дауни мл., вряд ли его коллеги по цеху согласятся выкладываться на все сто за жалкую пару миллионов.

Мало какие блокбастеры могут расчитывать на рентабельность без скрытой рекламы. Но если, скажем, караваны разбитых Audi в "Первом мстителе" 2016 года никого не удивляют, то вписанное в сюжет низколактозное молоко популярного китайского бренда во франшизе «Трансформеров» смотрится немного дико за пределами КНР. Но повествовательной логикой можно поступиться, когда речь идет о невероятно выгодном рекламном контракте и увеличении международной аудитории.

Толковая рекламная кампания способна реанимировать самые посредственные новинки кинопроката. Но верно и обратное: маркетинговые неудачи в конечном счете сводят на нет все остальные заслуги участников проекта. Печальным примером тому служит масштабный фантастический боевик 2012 года "Джон Картер". Снятый Walt Disney Pictures по мотивам книги Эдгара Райса Берроуза за баснословные $306 млн, фильм собрал в мировом прокате всего лишь $284 млн. Для сравнения: вышедшие всего двумя месяцами позднее диснеевские “Мстители” принесли киностудии 1,5 млрд долларов.

Все дело в том, что режиссер Эндрю Стэнтон отказался от большинства маркетинговых идей ответственной компании, заменив их на довольно спорные собственные задумки. В результате ни трейлеры, ни постеры картины не нашли отклика у целевой аудитории - молодежь попросту не понимала, что им пытаются продать. Согласно официальному заявлению, «Джон Картер» обошелся киностудии Disney в $200 млн убытков и стоил ее главе Ричу Россу его поста.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.