Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

TV-E растет на 246% в год, отбирая аудиторию у эфирного TV — Adobe

Интернет-телевидение все больше влияет на общество. «Властителями умов» становятся телеканалы в планшетах и смартфонах, а эфирное вещание отступает
11 июня, в 10:20

За I квартал 2014 года в мире было зарегистрировано 35,6 млрд просмотров видео в интернете. Это на 43% больше, чем в первом квартале предыдущего года. В целом количество просмотров за год превысило 126 млрд. Об этом сообщила в своем отчете компания Adobe, чьи технологии и программные продукты широко используются в системах интернет-телевидения.

25% всего видеоконтента, просмотренного в интернете жителями США, приходится на мобильные компьютеры — смартфоны, планшеты, портативные игровые консоли и ОТТ-устройства. Доля мобильных компьютеров в суммарном потреблении видеоконтента достигла максимума за все время существования интернета, увеличившись за год на 57%.

Adobe включает в свою статистику все просмотры, независимо от их тематики и продолжительности — от коротких видеороликов и отдельных фильмов до телеканалов регулярного интернет-вещания класса TV-E (TV Everywhere — «телевидение повсюду»). Маркетинговый формат TV-E, активно продвигаемый с 2009 года компанией Time Warner (и уже не только ей), находит все больше поклонников.

Потребление видеоконтента TV-E, по данным Adobe, растет значительно быстрее, чем видеоконтента в целом, и за прошедший год увеличилось на 246%. А количество уникальных пользователей каналов TV-E за год выросло на 157%.


Концепция TV Everywhere предполагает доступ абонента к нужному контенту с любого компьютера в любое время

Суть формата TV-E заключается в том, что абоненты телеканалов могут смотреть их на любых подключенных к интернету видеоустройствах (в т.ч. SMART-телевизорах, смартфонах, планшетах, ноутбуках) в любое время и в любом месте, получая доступ к контенту через приложения или браузеры с использованием стандартной аутентификации (например, логина и пароля). Эксперты Adobe обращают внимание медиакомпаний и маркетологов на стремительно растущую роль TV-E, уже сегодня сопоставимую с ролями традиционных форматов — эфирного и кабельного вещания.

Среди всех американских домашних абонентов платных телеканалов уже 21% составляют абоненты TV-E — это на 31% больше, чем полгода назад. Очевидно, что быстрый отток массовой аудитории от спутниковых и кабельных систем доставки контента ведет к пропорциональному уменьшению ценности эфирного времени тех телеканалов, которые не могут (или не хотят) правильно действовать в интернете. Речь идет не о простом дублировании эфира на интернет-сайте, а о предоставлении конкурентоспособного контента на таких условиях, к которым привыкли избалованные информационным изобилием владельцы мобильных компьютеров.


Предельная простота доступа к огромному количеству качественных телепередач буквально у себя в кармане неизбежно вызывает у человека снижение интереса к традиционному эфирному телевещанию

Происходящий на глазах передел рынка имеет огромное значение для каждой отдельно взятой классической телекомпании и для всего общества в целом. Повсеместное распространение беспроводных интернет-каналов и простых в использовании «карманных телевизоров» означает погружение такой телекомпании в совершенно непривычную для нее конкурентную среду.

Стоимость контента и трафика на фоне общих расходов среднего пользователя ничтожна: круглосуточный доступ к десяткам, а иногда и сотням телеканалов во многих городах (в том числе российских) обходится дешевле, чем поездки на работу на общественном транспорте. Последним барьером для зрителей остается языковой: аудитория каждого телеканала теперь может быть распределена по планете произвольным образом, в соответствии с его тематикой и языками вещания.

Резко снизился порог выхода на рынок для новых игроков: собственный телеканал теперь может позволить себе кто угодно: СМИ, частное лицо, учебное заведение, автомобильная корпорация, свадебное агентство или фонд борьбы с инопланетянами.

В условиях множества альтернатив даже единичное событие (недовольство содержанием передачи, смешной вирусный видеоролик, тренд в социальной сети, общественно значимое происшествие и т.п.) может вызвать лавинообразный переход значительной части аудитории к поставщикам более привлекательного контента. При этом для каждого отдельного пользователя отказ от «устаревшего» канала в пользу нового выполняется почти мгновенно, «в один клик».

Относительно малое количество централизованных источников информации сменяется практически неограниченным множеством автономных источников. Теряется смысл «прайм-тайма», меняется цена рекламы, полностью контролируется ее сфокусированная доставка. А главное — повторяются те же процессы, которые в свое время изменили до неузнаваемости текстовые СМИ. Ускорение интернет-каналов вызывает перестройку информационных потоков, сопровождаемую плюрализмом и гласностью. Но нынешняя ситуация существенно отличается от прежней. Дело в том, что у «книги» одна аудитория, а у «картинки» другая: они пересекаются, но они далеко не тождественны. Для миллионов людей смотреть телевизор (независимо от его форм-фактора) гораздо удобнее и привычнее, чем что-либо читать. А другим людям современная цифровая техника позволяет просто и дешево создавать огромное количество качественных телепередач на любой вкус.

По данным Adobe, основными «телевизорами» для каналов TV-E сейчас являются iOS-приложения — на них приходится 43% потребляемого контента. Еще 36% контента телезрители получают через браузеры (на компьютерах разных типов), 15% — через Android-приложения, 6% — через игровые консоли и OTT-устройства.

Регулярное электронное телевещание началось в мире в конце 1930-х. Сейчас, спустя 75 лет, у эфирного телевидения еще остается небольшой запас прочности, но его вряд ли хватит надолго. Поразительное пристрастие по меньшей мере миллиарда человек к своим гаджетам в сочетании с приведенными выше аргументами и фактами приводит к следующему выводу. В ближайшие несколько лет уже не телевышки, а гаджеты окажутся для большинства своих владельцев основными источниками информации — в том числе в России. Если только им не помешает что-то очень серьезное.

Подождем следующего отчета Adobe.