Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

Ольга Леонтьева (СНХЗ): Размер платежей в Пенсионный фонд будет зависеть от вложений в условия труда

Руководитель службы охраны труда Стерлитамакского нефтехимического завода (СНХЗ) комментирует закон 426-ФЗ, вступивший в силу в этом году
20 мая, в 09:37

1 января 2014 года вступил в действие закон 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (СОУТ). По итогам такой оценки предприятия, инвестирующие в улучшение условий труда на вредных и опасных производствах, смогут получить экономическую «отдачу» в виде снижения или отмены дополнительных взносов в Пенсионный фонд. iBusiness.ru публикует выдержки из размещенного на портале «Управление производством» интервью с Ольгой Леонтьевой, в котором руководитель службы охраны труда СНХЗ объясняет, почему потребовалось введение новой процедуры, как она будет осуществляться и какие выгоды даст промышленным компаниям.

«Для начала, нужно уяснить, что же такое «специальная оценка условий труда». Это комплекс последовательно выполняемых процедур, цель которых – выявить вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса работников, оценив уровень их воздействия. Для чего это необходимо? Если нормальные (безопасные) условия работы не обеспечены, работодатель обязан выплачивать повышенный страховой взнос в Пенсионный фонд, а также предоставить сотрудникам компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Например, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ), сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), повышенный размер оплаты (ст. 147 ТК РФ). Чем лучше условия, тем ниже тариф, а если условия труда безопасны, то дополнительные тарифы снимаются. Таким образом, введено экономическое регулирование системы предоставления льгот и гарантий, повышается ответственность работодателей перед работниками.

До сих пор мы были вынуждены придерживаться принципов компенсации, установленных в 1974 году постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС 1, утвердившим Список производств и профессий, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (Список № 1). В современных реалиях не все вредные профессии попадают в этот список. Поэтому работники не могли получать компенсации. Аналогичная ситуация возникла с льготными пенсиями. Здесь так же, как и с компенсациями, предприятия вынуждены пользоваться Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (Список № 2). Между тем списочный подход был актуален, когда единственным работодателем было государство, которое обеспечивало одинаковые (типовые) условия труда в зависимости от профессий, должностей и видов работ. Но теперь эти условия в рамках одного и того же вида деятельности имеют значительные различия. Следовательно, невозможно провести экономически справедливую дифференциацию затрат как работодателей, так и государства (в части пенсионной системы) в зависимости от степени реальной вредности и опасности условий труда на конкретном рабочем месте. Поэтому введение спецоценки – это попытка уйти от формального проведения аттестаций рабочих мест, начать писать эту историю с чистого листа».

Ольга Леонтьева (СНХЗ): «Введение спецоценки – это попытка уйти от формального проведения аттестаций рабочих мест»

О влиянии условий труда на размер взносов в Пенсионный фонд

«Сейчас вложенные в безопасность сотрудников средства не дают мгновенного эффекта. Так как, например, при расчете тарифов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в формуле заложено сравнение между уровнями профессиональной заболеваемости на конкретном предприятии и в среднем по отрасли. Профессиональная заболеваемость проявляется через 10 – 15 лет. То есть вложения в охрану труда имеют значительный отложенный эффект. Новый закон гарантирует, что размер платежей будет зависеть от вложений в условия труда. Плательщики страховых взносов будут освобождаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам на основании результатов специальной оценки условий труда. Это означает, что затраты компании на улучшение условий труда и модернизацию производства будут выгодны и работодателю, и работнику, и государству. Законопроектом предлагается установить дифференцированные тарифы страховых взносов в ПФР. Для классов вредности 1 и 2 будет установлен тариф в 0 процентов. Для класса 3.1 – 2%, 3.2 – 4 % и т.д. до 8% по классу 4.

Ольга Леонтьева (СНХЗ): Размер платежей в Пенсионный фонд будет зависеть от вложений в условия труда

Однако, при понижении класса условий труда, при проведении очередной СОУТ уменьшится как дополнительный тариф, так и компенсационный пакет работника. Многие думают: я лучше пылью подышу, но вы мне неделю дополнительного отпуска дайте. Следовательно, есть вероятность того, что сотрудники не проявят заинтересованность в том, чтобы работать в безопасных условиях, им важнее выгоды, которые дает труд во вредных условиях. Поэтому проведение улучшений условий труда будет проводиться совместно с ППО «НефтеХим», профсоюз также будет мотивироваться проявлять одинаковую заботу о социальных гарантиях для работников, и о безопасном труде.

До сего времени у работодателей фактически не было возможности снизить «вредные» расходы даже за счет улучшения условий труда, хотя предпосылки для экономической мотивировки есть. Так, пунктом 4 статьи 58.3 Федерального закона о страховых взносах в Пенсионный фонд РФ предусмотрено освобождение от уплаты дополнительных тарифов по результатам специальной оценки условий труда. Но закона такого до настоящего времени не было. Теперь такая возможность определяется Федеральным законом 426-ФЗ вступившим в действие с 1 января 2014 года».

О штрафах за нарушение охраны труда

«За нарушение охраны труда, не обеспечение работника средствами индивидуальной защиты, нарушение процедуры или не проведение СОУТ, за отсутствие медицинских осмотров для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 40 тысяч рублей или, по усмотрению инспектора, приостановление деятельности сроком до 90 суток. Для должностных лиц размер штрафа за аналогичное повторное правонарушение составляет от 30 до 40 тысяч рублей или им грозит дисквалификация сроком от 1 года до 3-х лет».

О том, как проводится специальная оценка условий труда

«Проверку всех факторов трудового процесса (химических, биологических, физических) смогут осуществлять лишь аккредитованные организации совместно с заводскими комиссиями под контролем работников. В первый раз идентификация охватит все рабочие места. Если в течение последующих 5 лет на рабочем месте, которое отнесено по оценкам экспертов к безопасному, не произойдет ни одного инцидента, результаты СОУТ будут автоматически пролонгированы еще на 5 лет».

Читать полный текст интервью на портале «Управление производством»

Впервые опубликовано в газете «Стерлитамакский каучук»